Пожарно-техническая экспертиза транспортных средств

Пожар в автомобиле как явление, наносящее материальный ущерб, влечет за собой наступление правовых последствий.

В первую очередь по факту пожара органы государственного пожарного надзора проводят проверку, по результатам которой либо возбуждается уголовное дело, в случае выявления признаков поджога автомобиля, либо выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Как показывает практика, в большинстве случаев проверка проводится поверхностно. Имеющиеся термические повреждения описывают очень кратко (в протоколах осмотра регулярно встречаются фразы «автомобиль сгорел по всей площади» и т.п.), осмотр днища автомобиля проводится крайне редко, технические средства для проведения экспресс-исследований не применяются.

В результате вывод о местоположении очага пожара и его технической причине дается в общей форме. Например, «очаг пожара находился в передней части автомобиля», «причина пожара - неисправность узлов и агрегатов транспортного средства».

Установление факта поджога требует проведения дополнительных мероприятий по поиску преступника и формированию доказательственной базы. Это значит, что принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела позволяет сотрудникам государственного пожарного надзора быстрее и с меньшими трудозатратами завершить проверку по факту пожара. А если пожар возник в процессе движения автомобиля, проверка носит формальный характер на том основании, что поджог автомобиля в процессе его движения исключается, а более точно устанавливать причину пожара в рамках проверки по факту пожара для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела не требуется.

Пожарно-техническая экспертиза

Методология производства пожарно-технической экспертизы при исследовании обстоятельств возникновения пожара в автомобиле предусматривает последовательное выполнение следующих этапов:

  • выявление очаговых признаков, дифференциация очага пожара и вторичных очагов горения, определение места первоначального возникновения горения;
  • разработка и анализ экспертных версий о возможных источниках зажигания в установленном очаге пожара, реконструкция динамики развития горения;
  • выявление признаков наличия неисправности автомобиля на момент возникновения пожара (при исключении версии о возникновении пожара вследствие внесения источника зажигания извне);

В случае поджога технической причиной пожара является внешний источник зажигания. Проведенное в полном объеме исследование позволит точно определить характер недостатка автомобиля, наличие которого привело к возникновению пожара, и установить, является ли он конструкционным, производственным, эксплуатационным и возник ли он вследствие ненадлежащего технического обслуживания или внешнего воздействия.

Производство судебной пожарно-технической экспертизы по исследованию обстоятельств пожара в автомобиле в рамках гражданского судопроизводства осложняется в первую очередь вследствие действия фактора времени: с момента пожара до момента начала производства судебной экспертизы проходит несколько месяцев, а иногда более года.

Для оказания помощи при назначении экспертизы (но не для оценки заключения эксперта) возможно привлечение специалиста в порядке ст. 188 ГПК РФ.

Вместе с тем п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной экспертизе по уголовным делам» закрепляет правомерность участия специалиста на этапе оценки заключения эксперта. Представляется целесообразным распространить данную норму не только на уголовное, но и на гражданское судопроизводство. При этом необходимо отметить, что участие специалиста в оценке заключения эксперта должно сводиться именно к анализу методологии экспертного исследования, выявлению возможных экспертных ошибок и их влияния на достоверность и объективность сделанных выводов, но специалисту не следует заново отвечать на вопросы, поставленные перед экспертом.